обратно

Долгожданный сольник классиков жанра

«Сукины дети»
Такой комплимент отвесил «кавистам» благодарный зритель. А потому поспешим попросить прощения у взыскательного читателя и заверить, что к матерям наших героев сей лестный эпитет не имеет никакого отношения. Зато имеет прямое отношение к гению великого российского поэта, который, если верить биографам, однажды, особенно дерзко созорничав в литературе, с восторгом воскликнул: «Ай, да Пушкин! Ай, да сукин сын!» Специалисты утверждают, что это состояние так и называется «эффект гения». Нечто подобное испытал наш комплиментарно настроенный зритель на первом сольном концерте команды «КАВА» в родном городе.
- Это непередаваемое ощущение щемящей радости, какого-то восторга от того, как они это делают, как им это нравится, и как это нравится мне, и как это отзывается во мне! Во всяком случае, всю первую часть я как зритель прожил с ними в этом состоянии восторга: «Ай, да Пушкин! Ай, да сукин сын!»
- Профессионально, вкусно, супертеатрально при минимуме внешних средств. И абсолютное чувство жанра! Смешно все, что они делают с музыкой, с текстом, с вокалом. А как они этого достигают, не понимаю!
- На два часа они заставили меня обо всем забыть! А публика как реагировала, заметили? Слышали эти выдохи: «Молодцы …» Не крики, а именно выдохи, как в театре, чтоб не спугнуть атмосферу.
- А это и есть настоящий театр! Каждая песня – спектакль! Настоящий праздник театра! Кстати, я их видел в первый раз. Спасибо близким, что вытащили.
Но был, конечно, и придирчиво настроенный зритель:
- Если есть соло на скрипке, то почему нет соло на контрабасе, к примеру?
Ответ «кавистов» на каверзный вопрос оказался в духе подрывателей всех и всяческих стандартов:
- Товарищ не «догоняет»! Соло на контрабасе было в «Девочке в платье из ситца». Там же Ряписов «та-та-та» четыре раза сделал, а больше и не требовалось. Мы же классики жанра актерской песни, а не группа какого-нибудь стиля «кантри» и не вокально-инструментальный ансамбль, и не джаз-бэнд, конечно
Кстати, именно за игру на скрипке москвичи прозвали Юрия Крылова «гениальной бездарностью», и «кависты» этим комплиментом очень гордятся: московские товарищи «догоняют».
Да и блестящая реприза Ряписова во время концерта, кажется, помогла публике «догнать» специфику жанра:
- Эту песню подобрали еще наши родители где-то в глубине городских дворов. Во-первых, она как будто специально написана для нас … в ля-миноре! А во-вторых, чтобы мы могли продемонстрировать блестящее владение инструментами!
И следом обрушили на зал залихватское «судьба ты моя, как кошка черная … шатия … беспризорная …»
Хотя «кависты», отвечая на мои вопросы, немного лукавят. Думается, что и консерваторские уши не повяли бы на этом хулиганском концерте.
- Да, не повяли бы, если кроме ушей еще и голова имеется! – говорят «кависты» и наперебой рассказывают о реакции вполне музыкально и



эстетически образованной публики Нижнего, Москвы, Челябинска, жонглируя звездными именами своих знакомцев-поклонников-зрителей.
Явление «КАВА»
Организовывая концерт, «КАВА» сработала, как могут позволить себе только звезды: максимум рекламной информации, билеты на кассе и никаких распространителей. Зал был полон, хотя цена билетов «кусалась». Друзья, знакомые и родственники. Почти в полном составе учителя школы № 32. Это во-первых. Многочисленные зрители и поклонники команды «КАВА» тех времен, когда колесили они по городским свадьбам, юбилеям и профсоюзным мероприятиям. Это – во-вторых. И просто любопытствующие, которых тоже набралось немало, это – в-третьих.
В одном все зрители оказались равны: никто никогда в этом городе не видел сольного концерта «КАВЫ».
Пропустившие долгожданное «явление «КАВЫ» первоуральскому народу» теперь выспрашивают счастливчиков, что это было и когда их можно еще увидеть.
«КАВА» в сегодняшней стадии своего творческого развития – это явление. И явление прежде всего театральное. Театр в этот вечер присутствовал во всем: в виртуозно организованном из пустячков антураже шоу, в ловко сыгранном показательном семинарчике по методике проведения всех и всяческих концертов, в диких, антихудожественных костюмах (актеры трижды подвергли себя переодеванию). Даже во многократно повторенных словах благодарности спонсорам концерта, под конец вызывающих взрывы хохота в зале, уже присутствовал театр.
И в чернушных припевках, и в эпатажном жонглировании ненормативной лексикой – во всем было «великое чуть-чуть» искусства: абсолютное чувство меры, выверенность, стиль.
Соперничества с этим стилем не выдержал бы ни один ведущий. В этом стиле или надо раствориться, соответствуя ему, или бежать от соседства, как артист бежит от собаки на сцене, зная, что она все равно все его профессиональные ухватки переиграет органикой. Белоконь, впрочем, возражает: «Ну почему же? Шендерович выдерживал! Еще Жук виртуозно это делал. С ними у нас ловко получалось».
Каждая из частей программы могла разрастись до самостоятельного концерта, но явление следует рассматривать с разных сторон, если мы хотим понять его и оценит уровень. «КАВА» как будто демонстрировала в этот вечер первоуральцам свои возможности, свои открытия, свой масштаб.
Вполне интеллигентный треп между песнями лишь чуточку приоткрывал природу явления: команда умна, эстетически и интеллектуально образованна и апеллирует к равному себе (это как минимум!) зрителю. Над чем же мы вместе с ними смеемся? Над тем, например, как у нас проводятся так популярные нынче шоу; над тем, как противоречиво и нелепо наше вчерашнее восприятие; или над тем, как «загогулиста» и парадоксальна наша история. Эстраду, музыку, словесные штампы, эстетические пристрастия разных эпох и разных социальных слоев, историю, даже отсутствие искусства на подмостках и, конечно, самих себя – все и вся подвергаем осмеянию. Ирония «кавистов» впитала в себя столько культурных пластов, что от широты охвата и калейдоскопа разбуженных смыслов обрывается сердце, как на гигантских качелях.
И этим тоже не исчерпывается явление «КАВА». Любопытно, что эту корявенькую, неказистую, со скачками от низкого к высокому, от фарса к чистой лирике и трагизму махину нашей культуры мы (зрители и артисты) любим, умиляемся ею,



восхищаемся, а потому смеемся до коликов, до подступающих к горлу слез.
Отважные хулиганы Крылов, Белоконь и Ряписов ставят в один ряд, не утруждая себя уведомить об этом зрителя, и песни Аркаши Северного, и дворовые шлякеры, и свои авторские песни (а в «КАВЕ» хотя одну песню написал каждый), перемежая то образцами поэзии Мандельштама или Есенина, то популярными на Руси шедеврами блатной лирики безымянных авторов. И зритель судит, не ведая, тексты Белоконя, Крылова и Ряписова по планке Мандельштама и не чувствует дискомфорта. Потому что есть поле единой культуры, к которому принадлежим все мы и « КАВА» тоже.
Парадоксы этой культуры определяют стиль «КАВЫ», парадоксы нашего мышления определяют природу жанра, трудно расшифровываемого и вряд ли объяснимого на бумаге. С определенностью можно сегодня говорить только о том, что в этом уникальном явлении нет ни капли пошлости, вульгарности, грязи, не-искусства. К финалу концерта приходит понимание: это живое явление, оно растет, уже завтра они будут другими. Они и сами-то не ведают какими, но другими.
Можно долго спорить и раскладывать по полочкам каждый мини-спектакль-песню, отмечая потрясающую точность «Коней» и пронзительность вкусно сделанной чистой лирики «Праздника» (кстати, эта песня В. Белоконя исполнялась впервые), или восхищаться абсолютной жанровой чистотой (а это безумно трудная задача для исполнителя) в «Горсти хороших песен», или уровнем профессионализма исполнителей в цикле «Все, что плохо лежит». Можно даже отметить, что каждая песня сыграна и решена, как баллада, отсюда это виртуозное балансирование между авторской отстраненностью и актерской конкретикой. Кстати, во внешнем решении конкретика у «кавистов» всегда доводится до абсурда, до ясности знаменитого анекдота: «Стучат? Я сам открою», отсюда и смех зрителя, и эффект сосуществования с залом в едином эмоциональном ключе. Только что это добавит к уже неоспоримому: явление «КАВА» - талантливо, профессионально, самобытно, непредсказуемо в поиске нового.
Звезды за кулисами
Звезды оценивали свой успех в процентах, выпытывали критические отзывы, радовались пониманию, сетовали, что многое из того, что сегодня показали – всего лишь наброски, мысли, театр делать некогда, встречаются теперь редко. Вспоминали успехи и неуспехи в Нижнем, не без гордости рассказывали о том, что теперь объявлены классиками жанра актерской песни и всем участникам фестиваля их приводят в пример как образец верного пути: «Не петь как Миронов, а только как я один могу увидеть и сделать. Иметь свое лицо».
Лицо у «КАВЫ» есть. Нет перспективы, гнетет ненужность городу, невозможность развиваться.
Когда будет следующий концерт, сказать не решаются. Вроде бы получили официальное предложение дать концерт в День Города, но насколько оно официальное, время покажет.
Сейчас Юрий Крылов и Вадим Белоконь сочиняют мюзикл. Это заказ Пермского драматического театра. Александр Ряписов приступил к постановке своего дипломного спектакля в театре «Вариант» (то есть месяца два пробудет в Первоуральске, а потом в Сызрань). Для диплома выбрал чеховские водевили, озабочен вопросом, где взять денег на оформление спектакля. Премьера намечена на начало мая.
Помечтали, что бы «КАВА» могла сделать, если бы были условия для работы коллектива: востребованы! Ниша свободна! Публика,



жаждущая такого уровня театральных впечатлений, в городе есть. Друзей по фестивалям накопилось великое множество. Хотели бы как-то отпраздновать юбилей команды, пригласить фестивальных знакомцев, порадовать горожан. Это искусство завтрашнего дня, это же ох как интересно! Не нашли спонсоров. Пятнадцатилетний юбилей «КАВЫ» миновал. Что дальше? Близится совершеннолетие.
Нет пророка в своем отечестве – истина известная. Но полный зал на концерте «КАВЫ» вроде бы опроверг эту расхожую аксиому. Когда-нибудь, когда они уже поскучнеют, потускнеют, потучнеют и, возможно, разъедутся по разным городам, мы будем восклицать: «А ведь было! И как было!» «Неужели же, чтобы заметили надо, чтоб голову раскроило?» - обмолвился как-то в сердцах популярный поэт 60-х. Неужели и эта невеселая истина неоспорима?
А мне так будет безумно жалко, если не доведется увидеть, как разовьется и какого уровня достигнет это загадочное, уникальное, представляющее художественную ценность явление – «КАВА». На концерте вручили три эксклюзивных диска «КАВЫ» счастливчикам. И это действительно эксклюзив, сделанный самими «кавистами» специально для сюрприза на концерте. Настоящего альбома у «КАВЫ» пока нет и не предвидится.
Лариса Казина
«Вечерний Первоуральск свободный» 18 апреля 2002 г.

Hosted by uCoz