«ШУТКИ В СТОРОНУ!»
- гласили афиши накануне нового спектакля театра «Вариант», состоявшегося на прошлой неделе. Действительно, какие шутки, когда такое событие: во-первых, водевили Чехова (жанр этот сейчас нетрадиционен), во-вторых, премьера и, в-третьих, дебют режиссера. Да-да, командовал парадом (простите, спектаклем) на сей раз не один из ведущих постановщиков «Варианта», а его бывший актер, ныне студент режиссерского отделения ЕГТИ Александр Ряписов.
От новых лиц обычно ждут оригинальности. В этот вечер томиться в ожидании таковой публике просто не позволили. Первой неожиданностью стало появление на сцене перед началом спектакля … самого режиссера. Поприветствовав «милостивых сударей и сударынь, а также господ контрамарочников», А. Ряписов произнес остроумную и необыкновенно полезную для зрителей речь о правилах «предприятия, именуемого театром».Думается, более всего публику порадоавло, что «по замыслу режиссера для игры приглашены актеры, потому как доказано, что ни стоматологи, ни милиционеры, ни даже депутаты Городской Думы так для этого не подходят».
Кстати, «приглашение актеров» (я имею в виду исполнительский состав) стало второй режиссерской находкой Александра.
Представьте, начинается водевиль «Предложение». На сцене появляется помещик Ломов, приехавший свататься к дочери своего соседа Чубукова. Вопреки ожиданием публики, женихом оказывается не молодой премьер «Варианта» Д. Плохов, а выступающий обычно совсем в другом амплуа С. Дубовиков. Визитера выходит встречать отец барышни – в просторной рубахе навыпуск, с буйной всклокоченной шевелюрой и пышными усами: «Голубушка, кого вижу!» И тут по голосу удивленный зритель узнает в почтенном родителе … ожидаемого ранее Плохова! В водевиле «Медведь» актера состарили еще больше, обратив в хромого дряхлого лакея. Признаюсь, более очаровательных старичков, по крайней мере на сцене, я еще не встречала.
Из домовитой девушки на выданье во вдовушку с ямочками на щеках мастерски перевоплощается Е. Ряписова. А в шкуру «медведя» Смирнова влезает А. Мурайкин.
Кстати говоря, именно из-за этих актеров А. Ряписов решил ставить спектакль в Первоуральске, а не в Сызрани, где он живет и работает. По словам режиссера, в Сызранском театре не нашлось подходящего исполнительского ансамбля.
Еще одной жемчужиной постановки стали декорации.
- Нужен был вариант, который сделали бы в минимальные сроки (спектакль «собрали» всего за месяц! – Н, Б.) и который не потребовал бы больших затрат, - говорит Александр. – Идею подсказала моя жена, а разработали и воплотили в жизнь уже сотрудники постановочного цеха «Варианта».
Так появились картонные собаки, с громким лаем «выскакивающие» на сцену в начале «Предложения» и олицетворяющие склочную натуру Чубуковой и Ломова. И объемная «карта» Воловьих Лужков, из-за которых вышла ссора в той же пьесе. Кстати, остаются они и в «Медведе». Но там зеленые помещичьи владения выполняют совсем другую функцию: кредитор Смирнов извлекает из травы сигару, а потом смачно хрустит шляпкой гриба, на самом деле оказывающейся половинкой яблока.
Нельзя не отметить и музыкальное оформление спектакля, в духе мелодий 19-го века. Композитор «Варианта» А. Бушманов создал его всего за неделю!
Стоит ли после этого говорить, что премьера прошла с настоящим успехом. Пусть не было аншлага, но зал живо реагировал на происходящее на сцене заразительным смехом, а после – бурно рукоплескал.
- Только жаль, что сейчас невозможно поставить водевиль так, как это делалось во времена Чехова, - говорит, прошедший «боевое крещение» режиссер.
Может быть. Но мне думается, будь Антон Павлович жив, этой постановкой он остался бы доволен.
Наталия Баженова
«Новая еженедельная газета» г. Первоуральск
16 мая 2002 г.


Назад

Hosted by uCoz