ПРЕМЬЕРА

Свою первую пьесу «Маленький спектакль на лоне природы» драматург Степан Лобозеров написал в 1983 году. Н а сцене муниципального театра драмы «Вариант» первоуральские зрители впервые увидели ее в постановке Александра Ряписова 24 мая. Названием спектакля стали слова героев: «Онегины, Печорины, вундеркинды, гении – дураки нечесанные».
Сюжет пьесы незамысловат: деревенский житель Никанор Журавлев познакомился на берегу реки с приехавшим отдохнуть и поработать в глубинке художником. Охваченный желанием пристроить в художники дочку Катьку, он развивает бурную деятельность. Вместе с женой Агриппиной наведывается в гости к Старковым (художнику и его жене Вике), уговаривает посмотреть Катькины рисунки и помочь ей с учебой – «поступить на художника».
Происходит все в двух деревенских домах, где в течение двух актов зрители переживают вместе с актерами взаимное непонимание и семейные неурядицы, настороженность, обиды, сарказм и откровенность. При этом много веселых, забавных сцен и диалогов. Можно было бы смело сказать: все, как в жизни. Трудно понять друг друга обремененной заботами по дому Агриппине и красавице-филологу Виктории. Они по-разному говорят, о разном думают, но сближает их простое желание женского счастья. Как только отходят в сторону внешние «навороты» - агрессивность Агриппины и бравада Виктории, две разные по образованию и социальному положению женщины начинают понимать друг друга без слов.
А мужчинам, что колхознику, что художнику, не понятны женские метания и претензии. У них свои проблемы. Никанор в свободное от работы время собирает живописные коряги, невозможность реализовать себя творчески всю жизнь не дает ему покоя. А Владимир Леонидович Старков – художник, со слов друга Станислава, талантливый и признанный, боится критики собственной жены. И работа стоит, потому что он заранее объят страхом перед ее острым языком.
Вот и получается, женщины ждут от мужей любви, тепла и внимания; мужчины признания женами их таланта и значимости. Но каждый держит сокровенное в себе, пока не прорываются от непонимания наружу горькие слова.
В спектакле заняты шесть актеров: Агриппина и Никанор Журавлевы – Елена Краснова и Дмитрий Плохов, Виктория и Владимир Старковы – Наталия Лемешевская и Лев Юшков, соседка Журавлевых Варвара – Татьяна Крылова, друг семьи Старковых Станислав – Вадим Белоконь – прекрасный актерский ансамбль, в котором, благодаря грамотной режиссуре, каждый открылся по-новому.
Непривычна Е. Краснова, в этот раз представшая перед зрителем настоящей русской женщиной, доброй, по-житейски мудрой, искренней и нравственной. Как и Д. Плохов, в роли Никанора, суетливый и наивно-бесшабашный. Т. Крылова Варвару преподносит дамой экстравагантной, хлебнувшей городской жизни (год в театре гардеробщицей работала), но очень одинокой. Станислав – В. Белоконь на сцене называет себя «отстраненным», но поневоле оказывается втянутым в интригу и искренне переживает за друзей. Виктория в исполнении Н. Лемешевской приторно вежлива и насмешлива, скандальна и язвительна, искренна в слезах и непредсказуема в обиде. Старков Л. Юшкова полон переживаний в погоне за шедевром, наедине с собой ему тоскливо, среди людей - скучно.
Почему режиссер Александр Ряписов выбрал для постановки именно эту пьесу, могу только догадываться. Вопрос этот задать ему не успела (он уехал с группой «КАВА» в Нижний Новгород). Проблема сохранения семьи стоит давно и остро. А к краху семейных отношений чаще всего ведут непонимание, внутренний дискомфорт, когда кажется, что душа кричит от боли, но этого никто не слышит.
Спектакль оформлен скупо, что вполне оправдано, здесь не нужны роскошные декорации. Декорация выполнена В. Б. Нигоденко и проникнута общим настроением спектакля.
Впрочем, этот настрой хорошо чувствуют и зрители. Недаром после премьеры актеров очень долго вызывали на бис. И даже, когда аплодисменты смолкли, зрители не спешили покидать зал, словно прощаясь с деревенским домом на сцене, обитатели которого за два часа спектакля стали им очень близки.

О. Захарова
«Новая газета» г. Первоуральск 31 мая 1997 г.


Назад

Hosted by uCoz