… а в ушах – хрустальный голосок Янины Болеславовны.
КУЛЬТУРА
Мое поколение, как впрочем, и все предыдущие и многие последующие, навсегда останутся (и будут еще) зачарованы старым добрым фильмом «Золушка». Кстати, ему совсем недавно стукнуло полвека. Феномен этой черно-белой, одной из первых послевоенных картин таков, что все дальнейшие попытки экранизировать-инсценировать знаменитую сказку заведомо обречены на неудачу.
И тем не менее. Поставить «Золушку» в первоуральском муниципальном театре драмы решился молодой режиссер из Кирова Сергей Оханов. Ну чтож, попытка – не пытка. На заглавную роль он пригласил Елену Краснову, актрису с очень выразительным низким грудным голосом. На мой взгляд, Краснова без особого напряга может переиграть весь классический репертуар от Маргариты Готье до Нины Заречной. Но с Золушкой, увы, прокольчик вышел. Пытаюсь слушать Краснову, а в ушах звенит хрустальный голосок актрисы-подростка Янины Жеймо, классической Золушки. Хотя Янина Болеславовна сыграла эту роль в 40 лет.
Мне искренне жаль хорошую актрису Людмилу Девину, играющую Мачеху. Ее «поле» раз и навсегда вспахано и засеяно великой и несравненной Раневской. После знаменитой и ею же придуманной фразы: «За королевской тещей, шагом марш!» - другим актрисам уже делать нечего. Фаина Георгиевна была гениальным мастером импровизации и многие свои реплики придумывала сама, а потом они становились крылатыми, вроде «Муля, не нервируй меня».
В неразлучном трио Мачеха – Гортензия – Жавотта, бесспорно, лучше всех Гортензия, старшая сестрица. Яркая, характерная актриса Елена Чайникова по-снайперски попала в цель. Свою Гортензию она играет сочно, со вкусом, на грани буффонады и бурлеска. Помимо чисто внешнего «великолепия» (косоглазая, жердеобразная, перезрелая девица), где-то в глубине она высвечивает еще и психологическую драму старой девы.
Анемичный, постоянно пребывающий в меланхолии принц (Б. Терентьев) вовсе не хочет жениться. Это папашка-король все хлопочет ради продолжения монаршего рода. И даже появление Прекрасной Незнакомки в хрустальных башмачках нисколько не вдохновляет принца-неврастеника. Он по-прежнему погружен в свои мысли. Да от такого принца любая бы сбежала, даже не рискуя оказаться в деревянных сабо вместо хрустальных туфелек.
Король (А. Ряписов) не только одноглазый, но и хромой. Не много ли увечий на одну монаршую особу? Прямо Джон Сильвер какой-то. Но излишний колорит роли не портит. Все равно хорош.
«Шут всегда умнее короля» - истина всем известная. Но шут Александра Чайникова уж что-то чересчур умничает.
Лев Юшков необыкновенно хорош в роли тетушки Мелюзины, по совместительству феи, той самой, что тыкву превращает в золоченую карету, а старое заплатанное платье – в ослепительный бальный прикид. Льву Николаевичу вообще очень идут возрастные острохарактерные женские роли. Он мог бы сотворить целую галерею почтенных и не лишенных определенного шарма «дам бальзаковского возраста», к примеру, Бабы-Яги, Кикиморы Болотной и т. д. Жаль, что его не часто используют в таком амплуа. Обидно, такая фактура пропадает.
Заметила, что Вадиму Белоконю (Кучер, Распорядитель танцев) гораздо больше удаются роли без слов. Ему достаточно лишь демонстрировать свою балетную грацию.
Наиболее удачно решены в спектакле массовые сцены: сборы Мачехи-Гортензии-Жавотты на бал (блестяще!) и собственно сам королевский бал. По всей видимости массовые сцены – «конек» режиссера.
И еще. Хотелось бы высказать замечание по поводу некачественной фонограммы. Из динамиков раздавалось такое шипение, что собственно текста песен нельзя было разобрать. К тому же актеры не всегда попадали в лад. В ближних рядах это было особенно заметно.
Ольга Варганова
«Новая Городская Газета»
г. Первоуральск 18 декабря 1997 г.

…а в ушах скрипит перо Виссариона Григорьевича.
КРИТИКА
«Зри в корень»К. Прутков
Абзац 1. «О поколениях и эпохах»
Нам, приличным людям конца XX –го столетия, до сих пор приятно читать критические статьи В. Г. Белинского. Феномен этих (уже более чем вековых) статей таков, что все дальнейшие попытки писать о театре заведомо обречены на неудачу.
Абзац 2. «О попытках – не пытках»
И тем не менее. Писать о театре в Первоуральскую газету решилась, уже опытный журналист, Ольга Варганова. Ну что ж, попытка – не пытка. За основу «статьи» взяла метод сравнительного анализа, точный, как логарифмическая линейка. На мой взгляд, Ольга Варганова без особого напряга может написать любой репортаж от общественных туалетов до общественных организаций. Но с театром, увы, прокольчик вышел. Пытаюсь читать Варганову, а в ушах скрипит перо Виссариона Григорьевича. Ибо такта у него было с избытком в любом возрасте.
Абзац 3. «Об эпитетах»
Мне искренне жаль хорошего корреспондента Ольгу Варганову, пишущую о Раневской. Это «поле» раз и навсегда вспахано и засеяно великим и несравненным Виталием Вульфом. После знаменитого и им же придуманного «Серебряного шара» - другим рассказчикам уже делать нечего. Как известно, Виталий Вульф – доктор наук и театральный критик, живет в Москве, и что самое интересное, умеет говорить о своих героях, не обижая их сравнениями.
Абзац 4. «О любви»
Чувствуя взаимную приязнь Актрисы и Критика, хочется обратиться к последней: «Отзовитесь о творчестве последней обширно!»
Абзац 5. «О меланхоличных неврастениях»
Читая этот абзац, невольно начинаешь замечать, что слова состоят из слогов, слоги – из букв. Если же пойти в обратном направлении, то видно, что слова складываются в словосочетания, а словосочетания – в предложения частного мнения, а отнюдь не театральной рецензии. А жаль.
Абзац 6. «О вопросах»
Цитата – «Король (А. Ряписов) не только одноглазый, но еще и хромой»
Вопрос первый. Уж не с подзорной ли трубой приходила репортер на спектакль, что сумела-таки рассмотреть тщательно закамуфлированный нюанс образа?
Вопрос второй. Нужно ли обижаться Эрасту Гарину, не попавшему в сравнения с первоуральским вариантом короля.
Резюме. Но в целом абзац хороший.
Абзац 7. «О чересчурах»
«Краткость – сестра таланта» - истина всем известная. Но в этом абзаце автор чересчур лаконична.
Абзац 8. «Об амплуа»
В штатном расписании театра на 1998 год нет вакансии на место художественного руководителя. Эта должность, к сожалению, занята. Но уже при следующем распределении ролей постараемся обратиться к О. Варгановой. Обидно, такой взгляд пропадает.
Абзац 9. «О достаточности»
Заметил, что журналисту совсем необязательно следовать афоризму К. Пруткова, достаточно лишь оттачивать свое остроумие.
Абзац 10. «Об удачах»
Наиболее удачны в «статье» словечки типа: «напряг», «прикид», «прокольчик». По всей видимости «сленг» - «конек» автора.
Абзац 11. «О постскриптумах»
И еще. Хотелось бы высказать замечание по поводу некачественного «фото» в «статье». Даже работники театра не сумели разгадать персонаж на снимке. А рассматривать в лупу было еще труднее.

Александр Ряписов, режиссер театра
В редакцию «Новой Городской Газеты»
20 декабря 1997 г.


Назад

Hosted by uCoz