Стенограмма обсуждения спектакля «Золушка» на фестивале «Вперед за Синей Птицей!». Жюри – Валерий Бегунов, Анастасия Ефремова, Анатолий Захаров, Марина Метелева.

В. Бегунов – Я очень рад, что я вижу эту «Золушку». Во-первых потому что я очень люблю то, что пишет Габбе, писала Габбе ... Не все, но местами очень люблю, очень люблю её «Золушку». Люблю ее по той причине, что, помните, я всегда вам сильно надоедал, мыслями, что плохо, когда сюжет основаннный на мифе, на сказке, на эпосе, так сильно переработан в стиле современной культуры, когда всё объяснено и принцип маски куда-то уходит на уровень текста. Габбе свои сказки писала опираясь на те истории, которые пересказаны были писательницами-просветительницами, и одна из них как раз написала истории о фее Мелюзанне или фее Мелюзине (монолог прерывается звонком мобильного телефона) ... И там есть история о Золушке, пересказанная несколько иначе, чем у Шарля Перро или у братьев Гримм, где вы знаете и пяточки режут, и все что хочешь, все удовольствия. Я очень рад, что я увидел эту пьесу ... я понимаю насколько круто поработал постановщик с текстом, но я принимаю то, что он с ним сделал, потому что он попал вполне в струю этого текста. Вот как раз здесь у меня не вызывало никаких проблем объяснение поведения героев оно было очень бытовое, в то же время в нем не было ничего бытового. Быть на уровне знака то, что, скажем, обычно губит сказку, когда начинают объяснять как и чего, и строить нормальные системы отношений ... Здесь другое. Для тех, кто буквально любит «Золушку» в варианте Перро, конечно, трудно. Но я рад, что Настя (А. Ефремова) впервые увидев, сразу стала апологетом этого текста.
Наверное, в разговоре об этом спектакле я буду очень занудно заедаться, именно потому что он получился. Я сейчас вообще могу не говорить о нем ничего хорошего, а могу говорить только о недостатках, вернее о несложившихся вещах. Но все равно скажу сначала хорошие слова. Потому что здесь приходится говорить о технике прежде всего, о форме очень много. Потому что этот спектакль построен на тех вещах, которые нужно делать очень чисто, он будет еще лучше.
Во-первых режиссер показал не просто знания, а очень тонкое чувство природы театра. Это достоинство спектакля, главное, наверное. Он сразу предложил игру по всем законам сцены. Но именно поэтому в первой половине первого действия приходится говорить о ряде вещей, которые неточно сделаны. На примере этого спектакля можно говорить о том, как быть, если хочешь сделать формально игровую структуру, держать интерес нескольких возрастов зрителей, но как тогда сохранить и природу отношений на уровне сердца? Я об этом подумал в начале первого действия, и вдруг в середине этого же первого действия, каким-то странным образом вы обрели за этими формальными игровыми ходами какие-то странные чувственные вещи, и дальше спектакль шел на очень четком ощущении зрителей того, что происходит. Этих маленьких зрителей. Строго говоря то, что написано в этой истории, и то, что сделана эта игровая система, не для маленьких ребят, ну хотя бы лет от 12-ти и дальше, да? И вот вся это мелюзга семилетняя, у которых у каждого тоже свой мобильный телефон, первую половину первого действия они реагироваля на формальные штучки, а с середины его вдруг они стали дышать вместе с вами, а второе действие вообще просто шло на общем дыхании.
Появились внутри этих масок очень интересные человеческие персонажи, не разрушавшие природу маски. Вот поэтому о некоторых недочетах, все равно придется говорить.
А.Захаров перебивает и В.Бегунов начинает другую мысль
В. Бегунов – Я должен сказать о некоторых находках, которые для меня очень важны, как формальный прием. Потому что в этой истории произошел один очень важный момент. В «Хозяйке горы» мы с какого-то момента начинаем ощущать, что здесь действительно волшебное пространство и там может все, что угодно произойти, и ни одного фокуса на сцене не показано, и даже везде удачно получилась световая перестройка. Так в этом спектакле возникло вдруг ощущение чуда, такого рода, которое не связано с буквальной демонстрацией трюков. Чем дальше спектакль развивался и уходил вглубь себя, тем интересней становился такой момент ...
А. Ефремова – Спектакль уходил вглубь себя!
В. Бегунов – Да! Я сознательно это сказал! Потому что сразу заявленная форма ... там много очень точно продуманных вещей ... казалось бы глупо об этом думать ... но первый неудачный фокус Шута, демонстрационный, когда не получилась рыбка, а дальше получается, что все фокусы и все чудеса происходят почему? Потому что Шут убеждает буквально каждого в том, что то, что я делаю (... курю, трубка...) это оно и есть, и все как бы начинают впадать в состояние гипноза. Это отыграно на протяжение всего спектакля и получается, что Фее легко творить чудеса в этом мире. Поскольку они возникают не буквально из-за того, что кто-то придумал что-то чудесное и воплотил это, а потому что, если душа верит в то, что чудо произойдет – оно происходит.
Но тогда, нужно говорить ... Например, если вы находите замечательно придуманный ход, когда на балу нужно уединиться Принцу и Золушке, чтобы они могли, наконец, объясниться ... у Шварца происходит то, что происходит, кто-то останавливает время ... замечательный ход, да, секунда времени – она для каждого свое время ... а здесь – не надо! Точно найдено, Принц садится и встают два охранника, и все, и никто, и никогда не помешает ему решить свою проблему, только он просто не знает, что у него времени нет! Очень хорошо придуман ход со сменой бала, потому что очень трудно в каком-то действе строить его на принципах рефрена. Рефрен есть рефрен, но тем не менее каждый раз хочется, чтоб развивалось. И каждый день бала у вас объявлен по-другому. И может быть в третий день бала затемнение чуть затянулось, но то, что каждый этот рефрен поется немного иначе, чем предыдущий – тоже хорошо. Замечательные мышки, конечно, и (общий гомон, смех, просьбы о мышках подробнее и т.д.) Это, конечно, очень хорошо и точно найденные вещи именно поэтому я вам скажу, что самые плохие наряды в этом спектакле – это наряд Феи и наряд Золушки. И тут же понимаете почему ... Именно потому, что они самые шикарные, но в стиле костюмов этих придворных. Они должны быть другие.
А. Ефремова – Я вообще, ни разу не видела, чтобы Золушка была нормально одета, начиная с престарелой Жеймо ...
В. Бегунов – Не думайте, что филологи и историки культуры спят. Провели исследования люди. Хрустальный башмачок – это было, но он был не из хрусталя. Они не были выточены, как сабо из дерева. Это была вещь, которая одевалась на ногу вполне нормально, как любая туфля, причем на низком каблуке, поскольку вы знаете, что каблук высокий – порождение очень позднего времени, ... я не очень хорошо помню, что там было – большие банты усеянные цветами из хрусталя или что-то еще, но эти башмачки не были буквально сделаны из хрусталя.
А. Ефремова – Больше скажу, тогда не было левых и правых ...
В. Бегунов – Да! Речь не об этом. Если мы будем буквально ориентироваться, как сделать платье из лепестков роз – ну, и хорошо! Будет Золушка одета немного богаче, чем другие дамы, но на самом деле она будет одета точно также, она не из волшебной страны. Габбе же здесь точно пишет. Принц угадывает: « Вы откуда? Из волшебной страны?» Она говорит – почти, да! Понимаете? Все-таки, это самый большой сбой в очень хорошем оформлении спектакля. Это очень трудно придумать Золушке, и придумать Фее, что-то такое, отчего они будут не такие, как все, и при этом красивы!
А. Ефремова – И при этом быстро переодеться ...
В. Бегунов – Способ переодевания – замечательный! Это очень известный прием на театре, его нужно уметь очень быстро делать, и вы вполне удачно оба раза этот трюк провели. Если вы так удачно поработали с креслом, и очень чисто, надо сказать, и с мышами, которые реагируют на каждое движение тех, кто есть, и с котом ... тогда я скажу ... Ну, хорошо, я все-таки сначаля расскажу о персонажах, а потом буду цепляться за плохое.
Повторю о чем я подумал с середины первого действия. Найти свой способ формальной игры, которая увлекает, как игра, и при этом не потерять чувственного отношения со зрителем ... когда просто смотришь на интересе – это одно, а почему-то хочется здесь немножко попереживать, даже, когда это совершенно интеллектуальный театр. И дальше появились вещи, уж не знаю откуда они возникают, ходит младшая сестра ... это опасная женщина! Опасный человек. Стал появляться очень тяжелый взгляд ...
А. Ефремова – Она на кого-то очень похожа ...
В. Бегунов – Ну, это твои проблемы, я говорю о своих. Но появилось существо, у которого был просто знак, что вот это вот такая рыжая сволочь, а вот там тощая сволочь с косичками ... Появились уже какие-то вещи, которые были связаны с природой знака, отражающего еще определенный характер, появился взгляд тяжелый, недобрый, нехороший ... Очень интересная Мачеха стала появляться, которая ... да, она такая и обиженная, все обижают, как, ведь я же так стараюсь ... стал возникать такой тип, не страшно, что похожий на кого-то тип, но стал возникать живой человек.
Возник очень хороший Принц. У вас очень хороший Принц! Он не просто герой-любовник, он – Принц. Когда он говорит, хорошо, я буду твоим вторым другом, это сказал Принц. У него возникла порода. Даже когда он ходил в этих закатанных штанишках, ходил Принц. Это хорошая история, редко кому это удается сделать на самом деле ... не в том смысле, что «Золушка», а просто играть особ королевской крови, особенно в пьесах, в которых это превращается в то, что его никто не узнал, потом вдруг оказалось, что он Король или Принцесса ... сложно, потому что эту породу и стать очень трудно передать. Как это сделать? Он есть этот Принц. И есть определенное достоинство в этом Принце, которое позволяет ему в конце наплевать на то, что даже Министр, и даже Шут, в общем-то напряглись на то, что Золушка оказалась все-таки не Принцессой. А он не напрягся.
Для меня ваша пара королевская очень хороша тоже, потому что вполне по тексту сыграна странная история людей уставших, которые действительно хотят, чтобы можно было кому-нибудь передать ... Лир! Только добрый! Не дурной, не это вот взбалмошный ... И жена его в этом поддерживает, ну, давай, сдадим кому-то это все ... мы ж в домино играем, сколько можно ... Пушкин с Натали тоже, вы знаете, любил в шахматы играть. Страшно были любимые вечера, садились и играли в шахматы, ему сколько и ей 19-ть! Вот здесь что-то такое, в домино, и больше ничего уже не надо. Почему я говорю об этих вещах? Потому что я смотрел на этих маленьких ребят, и я понимал, что от формальной игры, которая позволяет держать в зале этих маленьких, мы постепенно с режиссером вместе уходили куда-то туда, где возникали ситуации интересные и этим маленьким тоже. Вдруг им интересно было смотреть за Принцем и Золушкой, и за дочерьми Мачехи, как за, ну, старшими братьями и сестрами. Им было интересно смотреть за взрослыми, хотя истории казалось бы какие ... Ведь вещи, которые говорятся, довольно взрослые. Они интересны больше взрослым, а тут вдруг и дети стали в это дело въезжать.
Но вот тогда я буду говорить о том, на чем я заедаюсь. Исполню один куплет из чужой песни. Вот смотрите, вы же дальше в спектакле строите вещи, где сразу же видно, как вы четко ловите зал, причем когда зал увлеченно на вас уже работает, а вы его еще более точно ловите ... и эта игра в ловлю рыбы искусственная, придуманная, когда они устали и зал отзывается, и вы с ним играете; этот коврик, который откатывается к залу, на счастье, он каждый раз не откатывался до конца, так это было хорошо, потому что вы в глаза зрителю смотрели и они вам отзывались; когда начиналась игра Феи, когда она проходила с этим аквариумом круглым и брызгала в зал с очень четким ритмом через определенное количество шагов и зал отзывался; тогда почему в самый первый раз, когда вы еще только играете в формальный театр, когда вы не поймали еще ни сами настроение, ни настроение зала, когда Золушка говорит, что вот так и так, и вот это ... Почему она так формально проговаривает, почему вы с режиссером не нашли здесь способ говорить с залом более доверительно? Она просто проговаривает свой текст, и это жалко, потому что дальше возникает очень достойная фигура, возникает человечек, который как-то очень достойно несет свои страдания, и видно по ее поведению, что она ровня этому Принцу. А в начале она формально проговорила свой текст. Там есть момент, когда вы, как театр, пропустили одну очень замечательную вещь! Бымс! Там чудо произошло очередное то ли Кот превратился в Кучера, то ли говорят, что Карета появилась ... Зал в восторге, он вам апплодирует! Ребята не начинайте следующую реплику тогда же! Или начинайте ее через зал, говоря – ты видишь, что получается!
И ведь дальше видно, что вы это умеете делать, а почему-то эти первые два момента в первой половине вы пропустили. Это надо уметь вытянуть и сделать, потому что дальше зал ваш... Вот тут-то я и думал о том, как можно преодолеть формальные вещи в игре своей? Оказалось, что вы это можете, только почему-то в начале – нет. Тогда понятно почему полчаса спектакль в себя не может погрузиться первые, потому что что-то не смогли вы придумать для начала того, что потом смогли придумать дальше. То о чем я говорю, это пример того, как довести спектакль до конца умело, даже если я начал не очень удачно. (Дальше рассказ об одном режиссере, который ставит только первый акт, а на второй ни сил ни времени не хватает) Вот у вас вышла очень удачная история, что все-таки несмотря на то, что в начале не все придумано, но чем дальше, тем больше, придумок оказалось достаточно много, и довольно точных и спектакль дозрел сам в себе, что называется. Но мне кажется, что все равно нужно эти вещи поправить.
Шут и его общение. Я думаю, что кого-то такой Шут может зацепить, показаться вульгарным, мне не показался он вульгарным и грубым, и не показался прямолинейным и лобовым, знаете почему? А каким он еще может быть? Потому что ведь единственный персонаж этого спектакля, у которго нет никакой надежды, человеческой-мужской-женской – это Шут. Шут какого вы делаете, он может быть поневоле добрый, а куда деваться? Принцу достанется такая Золушка, у этого Короля, да, она уже теперь не такая, но когда-то же она была такая, - Королева, да? А что ... а что ... В пьесе «За зеркалом» у Лены Греминой была такая замечательная фраза, которую говорит Екатерина – вот красивые, им так легко обрести любовь, а что делать нам некрасивым ... Вот, что делать Шуту? У него нет надежды! И поэтому его лобовые, грубоватые шутки, они только подчеркивают тонкость всей остальной истории. И самое главное, что он тот, кто действительно ведет спектакль, как чудесное превращение. Фея работает, что называется в своем родном мире, а он гипнотизирует всех своим поведением и заставляет сделать то, что сделать надо. Даже одуревшего в какой-то момент от неожиданности Принца. У вас хорошо продуманы вот эти вот все чудеса, которые состоят ведь не в том, что мир преобразуется, а мир преобразуется, потому что преобразуется что-то в душе. И вот Шут каждого заставляет в какой-то момент что-то в себе изменить. Но повторяю, у него у единственного нет надежды, поэтому он может быть грубым, в то время, как остальные могут позволить себе быть тонкими и нежными.
Что странно, что я никогда в этой сказке не мог принять, во всех ее вариантах, что в варианте, записанном братьями Гримм прямо из уст народной говорильщицы, что в других обработках ... Ни в одном варианте вы не найдете Золушки, которая не простила бы Мачеху и сестер. И здесь тоже, они обнимаются, и она, как существо, которому так не хватило ласки, рефлекторно отзывается на их объятья. Там правда два раза был момент такого странного взгляда Золушки, что дескать, все понимаю, чуть она не сдала ситуацию раньше времени, что называется, ... вдруг ... тем не менее ... Это мое личное – я бы их не простил! (смех) Я до сих пор не решил для себя внутренней проблемы – запрещать смертную казнь или нет! Есть вещи, которые ... Либо полиция должна для себя решать, что иногда закрываются глаза на то, что явно доказанного преступника пойманного убивают тут же ... А потом судите хотя бы их или не судите, но ... И вот я не могу никогда смириться с тем, что все-таки Золушка снимает всю проблему отношений с Мачехой и сестрами. Но тут ведь еще другая вещь, Габбе точно написала ситуацию – ведь в этом доме ничего Мачехе не принадлежит. Хотя ситуация похожа на ситуацию в «Чайке», помните, да? Приданное, которое досталось дочери, он оставил ее мачехе. Куда же деваться Нине Заречной, вот здесь та же ситуация. И вот это прощение ... Мне кажется, что что-то нужно еще поискать, потому что публика в зале была настроена тоже довольно агрессивно, надо сказать.(смех!) Говорю честно по некоторым репликам ... я понимал, что публика в зале, и эта мелюзга ожидала, что от этой троицы полетят клочки по закоулочкам.
Мне кажется, что вам надо поискать в этой форме, которую надо очень четко выдерживать ... надо поискать возможности более точно работать в пластике на балу и более четко говорить, особенно в первом действии. Оттого что Золушка торопится рассказать кому-то что-то, это не означает, что мы не должны ощущать внятности речи. Быстро, но не означает смято. Раза два сестры тоже частят так, что ... это проблема человека, который хочет выговориться быстро, но это не проблема публики и актера, которые на этой почве общаются по какому-то поводу.
Ну, вот наверное. И вас хочу поздравить с этой работой и ... (дальше уже про фестиваль)

Hosted by uCoz