«День знаний».

22.11.06г. театр «Вера» показал премьерный спектакль «День знаний» по пьесе Василия Сигарева «Семья вурдалака». Фабула пьесы жестока как наша жизнь: гибель молодого человека от наркотиков. Ромка, пользуясь доверием матери-учительницы и все, более удаляясь от отца-буяна, становится баловнем своей семьи - «вурдалаком», вытягивающим последние деньги на дозы. Трагическое повествование о гибели молодой жизни режиссер А.Ряписов выстраивает, прибегая к приему контраста выразительных сценических средств. Школьные песенки Э.Шаинского - то по-детски беззаботные, то стилизованные под тяжелый рок - рождают атмосферу фатальной катастрофы, нависшей над героями. А яркая картинка с пальмами и морем около оконной рамы, домашние цветы и скромный уют комнатки на подвешенном планшете еще более усиливают хрупкость этого мирка. Он качнется, когда мать узнает правду о сыне от пришедшей в дом троицы вымогателей. Рисунок образа Тарася, предводителя наркоманов, у М.Жулева вышел жестким, циничным. Ломаясь и ерничая, прикидываясь то лучшим другом, то играя в великодушие, Тарась избивает отца и мать, а потом вместе с группой подростков похищает невесту Ромки, Марину.
У Т.Кирилловой есть искренность реакций на ситуацию, в которую попала ее героиня, возмущенная вторжением хулиганов. Она – простая девушка, без высоких запросов, но с стойкой убежденностью добивающаяся совместного с Ромкой счастья. Марина сопротивляется, но силы не равны. В конце спектакля она, поруганная и избитая, духовно надломленная, возвращается домой.
Два тинэйджера – Сергей (Д.Зайцев) и Наталия (Ю.Залетина) – тихие, затравленные существа, боящихся сказать слово при Тарасе. Они переминаются с ноги на ногу, застенчиво-независимо мнутся в прихожей, пряча глаза, в которых испуг и дерзость. Проснувшаяся совесть в одном из них - Наталье - робка и тут же вянет от окрика Тарася. Она пыталась остановить «шефа», но они – всего лишь рабы, выполняющие приказ.
Не может противостоять Тарасю и отец Ромки – парализованный инвалид в кресле. Маленькую роль (по тексту) А.Логинов сумел убедительно оправдать выразительным адекватным взаимодействием с партнерами. Петр Петрович немногословен. Но в его молчании есть и протест, и затаенное страдание, и скрытая холеричность темперамента. Так, в справедливом гневном порыве отца против Тарася, видно то, что часто подобный гнев рушил и его собственную семью. Гармонию ее уже ничем не восстановишь, как не старалась это сделать мать.
В исполнении Н.Лемешевской она – уставшая от постоянного отчаянья, но еще сохранившая молодую стройность женщина. Наивная вера в сына, что он хороший и исправится после больницы, где он лечился от наркомании, - доминанта образа. «Вера погибает последней» – эта тривиальная фраза банально, но емко объясняет зерно образа. В финале Людмила Ивановна с тихим ужасом осознает, что ее сын давно превратился в ласкового вымогателя - «вурдалака», как обозвал его Тарась.
Особенно ясно проявляется двойственность характера сына в последних сценах, когда он, ластясь, как кот, уткнувшись в колени матери, клянчит у нее «немного денюжек». А.Степанушкин нашел в характере своего Ромки противоречивое сочетание дебилизма холеного детины и наивно-глупого (преступного!) слащавого инфантилизма. Трудно понять, где Роман хитрит перед матерью, преследуя свою цель, а где действительно не понимает весь ужас своего положения разрушенной личности. Печальный итог. Родители, собственно говоря, получили то, что заслужили. Излишнее беспутство одного (гонялся с топором за женой) и ласковое всепрощение другого создали уродливую фальшивую атмосферу формирования души подростка.
Кто же поможет семье в борьбе со злом? В квартиру к Симоновым по вызову матери приходит милиционер. Участковый М.Тяжева – улыбчивый, ироничный и …безразличный – все меряет общей меркой протокола и собственных наработанных милицейской практикой установок и штампов. Посасывая леденец и разгуливая в тапочках, трагедию семьи он прочитал по-своему, выдав повестку о явке Ромы в участок. Возмущение отца Тяжев готов пресечь, как и Тарась, рукоприкладством. Но во время останавливается, понимая, что он – при исполнении. Так «общество» сомкнулось с преступным миром. Атмосфера безысходности нависает над семьей, переходя в зал…
Здесь надо отметить чисто пантомимический прием всех противостояний, которыми наполнен спектакль. Чтобы не травмировать психику юного зрителя, режиссер использует пластику, уходя от грубой физиологии драки или непотребства, оставляя меж тем напряженность самой мизансцены. Здесь иногда не хватает четкости, которая позволила бы избежать разночтения, как в сцене с избиением матери. Или возвращение Марины домой, когда она, спотыкаясь, опирается на воображаемую стену, что выглядит скорее этюдом. Но это лишь незначительные штрихи недоработок, которые естественны при росте хорошего спектакля.
Постановка сочетает в себе реалистичность жесткого события и его притчевость. Перед началом спектакля и в финале выходит персонаж «от театра»(А.Айсина) - некий глашатай тревоги, возвещающий приближение беды. «Чума, чума пришла в мой город. Ходит по улицам, косит больных, здоровых, слабых, сильных, всех». Предостережение нам. Люди, будьте бдительны!
Театр «Вера» совершил еще один высоконравственный шаг, поступок, моральное деяние – говорите как угодно – в тот момент, когда другие театры уже должны были сказать свое слово, а общественность по-настоящему встревожиться и бить во все колокола.
НО СТД Петров В.


Фотоотчет
Вера Романова о том же спектакле

Hosted by uCoz