ПРИЗРАЧНО ВСЁ...

Театр "Вариант", существуя в системе рынка, т.е. системе коммерции, выживания, необходимости зарабатывать, вынужден ставить режиссёра в положение того солдата, который научился суп из топора варить. Мобильный коллектив, готовый выступать на любой площадке, при минимуме декораций ставит вещи любопытные.
Действие спектакля "Печорины, Онегины, вундеркинды, гении, дураки нечёсаные" происходит в глухой сибирской деревушке. Живут в деревне доярка и тракторист с сибирскими именами - Никанор Епифанович и Агриппина Антоновна. Сибирь, конечно, тут ни при чём, и в вятском дальнем леспромхозе такое тоже могло быть. Действие завязано на героине, которая на сцене ни разу не появлялась. Есть у родителей дочка Катька - вроде как вундеркинд: рисует... Да и сам хозяин талантом не обделён: дом резьбой украшен, на крыше петушок на все четыре стороны света любуется, идолы всякие деревянные по стенам развешаны. И вот приехали в ту деревню художник-пейзажист Владимир Леонидович и жена его доцент-филолог Виктория Владимировна. Само собой, интересы Катьки толкают на знакомство, которое по сибирским (вятским, архангельским и пр.) обычаям происходит с помощью русской водки.
Герои ходят друг к другу в гости, вступают в различные взаимоотношения, ссорятся и мирятся с участием соседки Варвары и знакомого из города некоего Станислава. Проблема таланта, остро переживаемая героями спектакля, зрителем воспринимается как анекдот.
Именно так определён жанр этой пьесы - "спектакля на лоне природы" - режиссёром Александром Ряписовым: "чувствительный анекдот в двух действиях". Причём действие имеется в виду не только как время до антракта и после него. Действие первое - как же жить вундеркиндам в деревне, в городе ли... Действие другое - мужское творческое начало под высказывания жены-критика превращается в бутылочный звон. Как ты мужа ни пили, как ты ни отёсывай, будет без твоей любви дураком нечёсаным.
Анекдотично, когда "задатки" один употребляет в значении "способности", другой - в значении "деньги вперёд". Анекдотом смотрится угощение из двух печенюшек в одной семье и в другой семье - настойчивые наставления после спиртного: "Так вы закусывайте!" Из анекдота же взяты "стоячие" носки. (Правда, трудно поверить, что у такой "правильной" хозяйки муж не научен обращению с носками).
Режиссёр иронизирует по поводу ситуации, в которую попали герои, и по поводу характеров своих героев. И в "Лгунье", и здесь, в "Дураках..." А.Ряписов, посмеиваясь, награждает зрителей забавными недоразумениями, в которые попадают симпатичные и ему, и зрителям действующие лица. А мораль он приберегает на "последний кадр": вы же все - и на сцене, и в зале - хорошие, добрые люди, так давайте жить дружно. При телевизионном разгуле тёмных страстей, при беспросветности нашей нищенской жизни работы этого режиссёра радуют душу светлыми акварельными красками, тонким юмором, тёплым отношением к зрителю.
Любой спектакль интересен актёрскими работами. Роль Агриппины Антоновны - несомненная удача Елены Красновой. Походка, жест, интонация - аккурат выкроены, до единого сантиметрика именно на простую русскую женщину, которая и осудит, и приголубит, и дом ведёт, и мужа воспитывает. В новом платье, Агриппина, до чего ты хороша. Ты не знаешь, Агириппина, как щедра твоя душа. Новое платье и туфли на каблуках бывают у доярки столь редки, что вызывают массу лишних движений. Актриса так достоверно это изображает, что сам испытываешь физическое облегчение, когда Агириппина надевает домашние тапочки и халатик. Е.Краснова, конечно, мастер пластического рисунка роли: в походке, в повороте головы - и характер, и судьба, и даже мировоззрение своей героини. А режиссёр и тут подтрунивает над зрителями: вы, женщины в зале, не забыли, когда в последний раз у парикмахера были? вы, мужья образцовые, когда свою супругу в театр, скажем, водили?
Наталья Лемешевская и Ольга Кирилочкина в роли Вики высвечивают тоску по мужнину вниманию. Отсюда капризы, истерики, придирки. Муж шарахается от насмешек жены и пытается подняться в её глазах с помощью "шедевра". Муж приехал на природу, чтоб картины рисовать, и не может догадаться крепче жёнушку обнять.
Владимир Леонидович в исполнении Льва Юшкова - такой растерянный и подавленный, что становится жалко. Пытаясь возвыситься в собственных глазах и мнении любимой женщины, ведёт себя совершенно по-детски. А режиссёр и тут улыбается: от великого до смешного...
Как красива Вика на пьедестале из табуретки! Белоснежный корсаж демонстрирует такую натуру! (Физические данные Лемешевской и Кирилочкиной ещё более подчёркивают страдания мужа и тёмные подозрения Агриппины.) Как тут не понять негодование Вики по поводу "Портрета жены"! Ты бери палитру в руки и портрет жены пиши... В доме не было бы скуки, если б были малыши.
Тракторист Никанор Епифанович женой часто именуется придурком из-за житейской бестолковости, но неоценённые поделки его украшают всю деревню. Значение таланта он понимает и готов ради Катьки на самые решительные действия. В одном лице - и гений, и дурак нечёсаный. Дмитрий Плохов и Александр Ряписов очень сочувствуют своему непутёвому персонажу и при том не жалеют комедийных оттенков: вот Никанор с жаром уговаривает Агриппину пойти в гости к художнику и таскает по всей комнате свой костюм; вот Никанор разливает "угощение", вместо тоста приговаривая "Раз уж пришли..." Он всё делает правильно, с азартом, с уверенностью; ему необходимо действовать, и действовать быстро. Коли дочка подрастает, на печи не улежишь. Своего ума хватает, да в деревне разве жизнь? Вот и завидует Никанор приезжим художникам, и суетится, и хлопочет, а то и засомневается: ну, выучится она на художника, "дак потом-то чё делать?"
Необычны ещё два персонажа "Дураков..." - соседка Варвара, которая год в городе прожила, в театре работала, "при польтах состояла"; и "отстранённый" горожанин Станислав. Кто он, от чего "отстранённый", почему выражается так вычурно? Оба с Варварой - два сапога пара. Роли комедийные, хотя и трагические нотки в каждом прослеживаются. Вадим Белоконь и Татьяна Крылова представляют своих героев сочно, ярко, выпукло. На сегодня их жизнь не сложилась, но они не унывают, и в конце концов находят каждый... свой сапог. Непутёвость и оптимизм - свойство русского характера? Доброта душевная роднит их друг с другом, и со всеми остальными героями.
В заключение спектакля - счастливый конец. Жизнь идёт, она принимает всяконьких: и Печориных, и Онегиных, и гениев, и дураков. Летит спутник. Пусть сфотографирует на память нашу жизнь - какой бы она ни была. Дурачатся, прыгают, танцуют, обнимаются действующие лица, а режиссёр останавливает кадры: давайте жить дружно и весело, жизнь всё-таки прекрасна. Спутник по небу летит, по орбите катится... Вы не ждите, дураки, когда умных хватятся.
В. САЛКА.
Газета "Вечерний Первоуральск", 4 марта 1998 года.


Назад

Hosted by uCoz